Комплексная программа интеграции детей с ограничениями жизнедеятельности в образовательные учреждения

Цели программы:

• реализация социальной поддержки лиц с инвалидностью с различных позиций (социально-правовой, социально-медицинской, психолого-­педагогической);

• реализация права инвалидов на образование, в том числе, на профессиональное;

• координация усилий специалистов различного профиля по своевременному выявлению, учету ветеранов войн и труда, инвалидов, детей и подростков, нуждающихся в специализированной помощи;

• содействие сокращению отказов от детей, родившихся с ограниченным потенциалом здоровья за счет оказания квалифицированной помощи с момента рождения (регулярный патронаж семей в форме домашнего визитирования специалистами);

• содействие наиболее полному раскрытию потенциала детей со сложной структурой нарушений психофизического и интеллектуального развития (с синдромом Дауна, детским церебральным параличом);

• осуществление комплексной медико-социальной, педагогической помощи инвалидам и их семьям;

• проведение системы лечебно-оздоровительной работы с использованием специального оборудования;

• внедрение эффективных комплексных технологий для профилактики детской инвалидности

• апробация интегрированного пребывания детей-инвалидов дошкольного возраста в группах здоровых сверстников (ДЦП, синдром Дауна);

• создание модульной структуры в работе с инвалидами (домашнее визитирование, отделение ранней помощи, отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, отделение психолого-­педагогической помощи, отделение типа гостиничного стационара кратковременного пребывания детей с тяжелой степенью инвалидности (в возрасте от 3 до 8 лет), клуб детского творчества, клуб семейного образования;

• организация обучающих курсов по профессиональному образованию ветеранов и инвалидов — участников военных действий, родителей детей-инвалидов;

• активизация роли семьи в развитии детей;

• повышение компетенции сотрудников дошкольных образовательных учреждений в области ранней помощи и интеграции, увеличение количества интегративных групп в детских садах, увеличение числа детей-инвалидов, посещающих дошкольные учреждения столичной системы образования, распространение опыта интеграции в другие регионы России;

• научно-исследовательская деятельность в области социальной поддержки инвалидов и их семей.

Задачи программы:

• создать возможность интегрированного пребывания детей дошкольного возраста со сложной структурой психофизического и интеллектуального развития в среде здоровых сверстников — в детских садах государственной системы образования;

• разработать для ребенка и его семьи индивидуальный план обучения и развития;

• обеспечить работу курсов для специалистов, работников, управленческих структур, членов общественных объединений, родителей по вопросам образования и интеграции детей-инвалидов;

• реализовать механизм взаимодействия общественных организаций и государственных структур здравоохранения, образования и социальной защиты в сфере оказания информационной и комплексной медико­-психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей от рождения до 8 лет с ограниченным потенциалом жизнедеятельности (на основании заключенных соглашений).

Основные методы реализации программы:

• научно-практические: моделирование, социальный патронаж, индивидуальная работа и работа в группах, практическая демонстрация приемов коррекционно-педагогической деятельности, проведение обучающих семинаров, занятий и т.д.;

• создание в Центре и в экспериментальных группах детского сада современной предметно-развивающей среды для детей «группы риска», детей-инвалидов;

• привлечение экспертов для разработки обучающей программы и методических пособий для специалистов по практической организации процесса интеграции;

• использование современных технических средств в создании банка данных о детях, подростках, инвалидов, а также для проведения современной диагностики.

Принципы организации практической комплексной реализации программы:

по деятельности:

— гарантированность, обеспечиваемая государством, закрепленная федеральным законодательством;

— интеграция государственной и негосударственной сфер в пространстве социальных услуг инвалидам и их семьям, осуществляемых на основе проектно-программного подхода;

— гуманистическая направленность учебного и реабилитационного процессов, предполагающая уважение к личности и развитие ее индивидуальности, признание значимости личностных потребностей и нужд, как инвалидов, так и членов их семей;

— гибкость и динамичность, предполагающие возможность оперативной корректировки содержания, форм и методов обучения и реабилитации в соответствии с особенностями различных категорий инвалидов и возможности их семей;

— доступность и адресность, предполагающие вариативность форм и видов комплексной реабилитации, включая медицинскую, образовательную и социальную, от экстренных до планомерных и профилактических, в соответствии с реальным потенциалом инвалида и его семьи;

— целостный подход к образованию, реабилитации и социализации инвалидов на основе взаимосвязи между различными видами деятельности, составляющими единый комплекс, и вместе с тем являющиеся самостоятельными компонентами; соблюдение планомерности и непрерывности этого процесса;

— максимально раннее включение ребенка в образовательный и реабилитационный процесс (с момента постановки диагноза);

— единство действий семьи и социальных институтов в процессе образования, реабилитации и социализации ребенка (подростка), обучение взрослых инвалидов и членов их семей, включение их в процесс активной социальной деятельности;

— всемерное содействие интеграции инвалидов (детей, подростков и взрослых) в общество, воспитание социально значимых навыков.

Планируемые результаты:

а) Позитивные изменения в системе реабилитации инвалидов-участников военных действий, детей и подростков, повышение статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества.

b) Отработка модели адаптивно-интегративного реабилитационного учреждения (основные структурные подразделения, принципы их деятельности и взаимосвязи).

с) Формирование новых усилий и навыков ребенка. Максимальное приближение уровня развития детей-инвалидов к уровню развития их сверстников. Подготовка к поступлению детей в детский сад и школу.

d) Возможность выбора родителями, имеющими детей-инвалидов, дошкольных учреждений, школы, учреждений дополнительного образования по месту жительства.

Объект действия программы:

Дети с тяжелыми нарушениями интеллектуального и психо­физического развития

Дети раннего возраста группы риска (от рождения до 2-3 лет); дети­-инвалиды (от рождения до 18 лет); родители детей-инвалидов; специалисты специальных образовательных и реабилитационных учреждений.

 

Виды деятельности:

Осуществление медико-социальной реабилитации и образовательного процесса с освоением программ дополнительного образования для детей­-инвалидов, оказание благотворительной помощи в планировании, развитии, предоставлении и поддержании общественных услуг для детей с проблемами в развитии и здоровье; амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому и детскому населению, подросткам.

Численность добровольческого персонала (если имеется) 10 человек

Описание программы

1. Описание проблемы и потребности в реализации программы.

В настоящее время в России массовый характер носит отказ родителей от своих детей, имеющих синдром Дауна или другие формы интеллектуальной недостаточности и помещение их в изолированные и закрытые интернаты, где нет условий для их реабилитации и образования и они не получают развития.

Дети оставшиеся в семьях в большинстве своем лишены возможности реабилитации и образования, а их семьи не получают достаточной для воспитания таких детей поддержки от государства и общества.

Обычные детские сады и школы для них недоступны. Вспомогательные школы и специальные детские сады не были предназначены для таких детей, как дети с синдромом Дауна. Эти дети относятся к числу «необучаемых». Они не получают развития и находятся за пределами образовательного пространства. За редким исключением детей и подростков с нарушением интеллекта, таким как синдром Дауна, никто не готовит их к жизни в обществе. Так, и родители, и ребенок отчуждаются от общества, становятся отверженными. Они обречены на пожизненную борьбу и непонимание окружающих. С течением времени финансовое, моральное и физическое состояние семей, имеющих детей-инвалидов, ухудшается. В некоторых семьях люди с синдромом Дауна, детским церебральным параличом не выходят из дома.

В целях частичного изменения критической ситуации с реализацией права инвалидов на образование, медико-социальную реабилитацию и интеграцию в общество создана инновационная модель негосударственного реабилитационного учреждения — «Центра образования и медико-социальной реабилитации «Здоровое поколение», организованного на межведомственной основе при поддержке государственных органов образования, здравоохранения и социальной защиты населения города Москвы.

В настоящее время актуальная проблема интеграции детей-инвалидов в образовательное пространство находится на уровне локальных экспериментов, осуществляемых лишь в некоторых учреждениях столичной системы образования: детский сад №465, школа «Ковчег» и некоторые другие. Опыт этих учреждений разрознен, не обобщен, сотрудники этих учреждений не имеют достаточной компетенции, знаний и навыков в создании условий для интеграции, а также методического обеспечения для практической организации своей работы.

Возникла настоятельная необходимость обобщить и мультиплицировать опыт работы по интеграции детей-инвалидов в образовательные учреждения Москвы.

Специалисты Центра «Здоровое поколение» имеют опыт практической работы с категорией детей, имеющих выраженные дефекты развития. Деятельность осуществлялась в рамках проекта Ассоциации Даун синдром  по организации ранней помощи детям с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Практический опыт показал, что именно ранняя комплексная медико-психолого-педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с момента постановки диагноза (с первых дней и месяцев жизни), при привлечении родителей в процесс стимуляции развития ребенка, позволяет в значительной степени, а иногда и полностью, нивелировать влияние первичного дефекта на ход психофизического развития.

Специалисты Центра, занимающиеся проблемами ранней помощи и интеграции детей-инвалидов в образовательные пространства прошли стажировку в интегративных детских садах Германии, Израиля.

С января 2001 года Центр образования и медико-социальной реабилитации «Здоровое поколение» работает в рамках городской экспериментальной площадки по проблемам интеграции детей-­инвалидов в среду здоровых сверстников на базе детского сада № 1678 ЦАО (пер. Васнецова, д.2).

В число участников экспериментальной городской площадки входят еще 13 дошкольных образовательных учреждений из различных  административных округов Москвы.

На базе этих дошкольных учреждений реализуется одно из приоритетных направлений программы, целью которого является способствование позитивному изменению общественного сознания на включение детей­-инвалидов в социально-педагогическую среду как полноправных членов социума.

Основные планируемые мероприятия и график их проведения

2003 год

• отработка адаптивно-интегративного реабилитационного учреждения (основные структурные подразделения, принципы их деятельности и взаимосвязи);

• создание образовательного пространства и реабилитационной среды, оборудование групп для детей раннего и дошкольного возраста, имеющих значительные ограничения здоровья и жизнедеятельности (с инвалидностью);

• создание условий для экспериментальной работы на базе детского сада № 1678 ЦАО и 13 детских садов г. Москвы, включенных в эксперимент.

• сбор информации о детях — инвалидах с тяжелыми нарушениями  интеллектуального и психофизического развития (детский церебральный паралич, синдром Дауна);

• участие в работе детской поликлиники № 113 ЦАО (комната здорового ребенка) с целью диагностики детей раннего возраста (от 0 до 3 лет)

• медико-педагогическая комиссия (совместно с Центральным управлением образования) по комплектованию адаптационной группы детей раннего возраста группы риска;

• создание в 6 группах детского сада №1678 условий для интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

• разработка режима работы и функционирования групп кратковременного пребывания детей в детском саду (от 0 до 3 лет, от 3 лет до 8 лет);

• проведение установочного обучающего семинара для специалистов, участников реализации программы;

• мониторинг деятельности;

• разработка диагностических методик оценки уровня развития детей­-инвалидов разного возраста;

• сбор информации о целевых группах детских садов, включенных в экспериментальную работу по реализации программы;

• социальная диагностика семей;

• составление индивидуальных программ развития детей;

• работа в семьях в форме домашнего визитирования;

• организационная работа по обеспечению участников реализации проекта Программы «Маленькие ступеньки».

• медико-педагогическая комиссия (совместно с ЦАО) по комплектованию целевых групп для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), группы «особый ребенок» (разновозрастная, для тяжелых инвалидов);

• создание условий для обеспечения жизнедеятельности детей (с тяжелой инвалидностью) в группе «особый ребенок»;

• работа в семьях в форме домашнего визитирования;

• апробация диагностических методик;

• выездной семинар-практикум в детском саду (по графику);

• создание библиотеки имеющихся методик и программ в области ранней помощи и интеграции;

• подготовка серии методических рекомендаций по организации деятельности инновационного дошкольного образовательного учреждения, созданию реабилитационного и образовательного пространства для детей-инвалидов раннего и дошкольного возраста, организации их интегрированного пребывания в среде здоровых сверстников, повышению воспитательного потенциала семьи.

• создание условий для оптимальной сенсорной интеграции (система «СНУЗЕЛЕН»);

• обучающий семинар для специалистов детских садов, участников реализации программы, работающих в группах «особый ребенок»;

• работа в семьях в форме домашнего визитирования;

• обучение родителей и включение их в реабилитационную деятельность в качестве параспециалистов;

• организация обучающих курсов по профориентации ветеранов и инвалидов войн и тру да совместно с другими учреждениями разно ведомственного подчинения;

• подготовка публикаций по методическому обеспечению:

— создание условий и интегративной среды в дошкольном учреждении;

— конструирование индивидуального образовательного маршрута в условиях интеграции;

— диагностика и формирование интегративной социальной среды.

• проведение консультаций для специалистов г. Москвы и Подмосковья по созданию реабилитационного и образовательного пространства социума.

• проведение диагностики детей-инвалидов за первое полугодие 2003 г.;

• проведение совместного семинара-практикума со специалистами детской клинической больницы им. Филатова по проблеме ранней комплексной помощи ребенку и его семье;

• проведение мониторинга по промежуточным результатам выполнения программ;

• организация сеансов игротерапии, сенсорного воспитания, а также мероприятий по дополнительному образованию детей-инвалидов;

• организационная работа по открытию клуба детского творчества;

• медицинский контроль за состоянием здоровья детей, находящихся в группе «особый ребенок» (совместно с учреждениями здравоохранения).

• работа по выявлению и учету детей, нуждающихся в специализированной помощи;

• консультации для родителей по вопросам устройства детей в школы по месту жительства;

• практические занятия и индивидуальные консультации для специалистов — участников эксперимента;

• семинар для специалистов по организации работы в студии детского творчества, где использованием специальных занятий по коррекции и развитию сенсорного восприятия;

• работа по открытию группы на базе Центра «Здоровое поколение» по подготовке к школе для детей с различными нарушениями психофизического развития (не посещающих детские сады);

• разработка методик диагностики уровня развития навыков общения в плане межличностных отношений детей-инвалидов со здоровыми сверстниками.

• работа по организации совместного досуга и летнего отдыха детей- инвалидов и их родителей;

• медико-педагогическая комиссия по комплектованию целевых групп;

• проведение диагностики детей-инвалидов;

• организация мониторинга по промежуточным результатам выполнения программы;

• обобщение практического опыта работы детских садов в области ранней помощи и интеграции;

• практические занятия и индивидуальные консультации;

• редакционно-издательская деятельность.

• обучение участников проекта практическому использованию выпущенных методических рекомендаций по интеграции;

• выездные практические занятия с детьми с целью обобщения опыта участников проекта и их авторских методических разработок;

• медицинский контроль за состоянием здоровья детей в группе «особый ребенок»;

• консультации для специалистов системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения г. Москвы по созданию Службы ранней помощи детям и родителям;

• проведение итоговой диагностики детей-инвалидов за 2003 год;

• проведение «круглого стола» для участников проекта по промежуточным результатам работы;

• обобщение результатов выполнения программы, подготовка и проведение отчетных мероприятий.

• проведение итоговых мероприятий в детских садах — участниках эксперимента по результатам работы;

• сбор информации и обобщение результатов выполнения программы;

• публикация монографий Аксеновой Л.Н. «Социально-педагогические основы специального образования» (издательство «Академия»);

• разработка и публикация учебных пособий для студентов педагогических Вузов и колледжей, а также для практических работников системы образования и социальной защиты населения г. Москвы по специальной проблематике программ.

• подготовка публикаций:

— технология поэтапного формирования педагогической деятельности родителей;

— технология социальной диагностики;

— технология моделирования социальных служб.

• подготовка отчетной документации по результатам выполнения программы;

• проведение итоговой конференции по реализации программы.

Планируемые результаты

Количество получаемой помощи:

1. Дети-инвалиды в возрасте от 0 до 8 лет, относящиеся к категории «необучаемых» и имеющие сложную структуру нарушений психофизического и интеллектуального развития: синдром Дауна, глубокую степень умственной отсталости, другие нарушения развития, приводящие к тяжелой степени инвалидности (тяжелые формы детского церебрального паралича в сочетании с сенсорными и интеллектуальными нарушениями и др.) — 250.

2. Родители, воспитывающие этих детей в условиях семьи — 250.

3. Специалисты массовых дошкольных образовательных учреждений, работники окружных управлений образования — 180.

4. Дети-инвалиды, их родители, члены общественных объединений, а также специалисты коррекционных образовательных учреждений ­230.

5. Дети с проблемами в развитии не посещающие дошкольные учреждения (подготовка к школе на базе Центра «Здоровое поколение») — 50.

6. Инвалиды, участники военных действий, ветераны труда — 50.

Количественный состав целевых групп детского сада № l678 ЦАО: 30 детей- инвалидов и 30 родителей.

Общее количество детей, специалистов, родителей, вовлеченных в проект: от 800 до 1000.

Виды услуг:

1. Организация домашнего визитирования специалистами: регулярные занятия специалистов в условиях семьи (1 раз в неделю) с детьми и родителями, подготовка к посещению детского сада или школы. Визит специалиста продолжительностью 2 академических часа включает: занятия с ребенком — 50 минут и обучение родителей — 40 минут.

2. Работа по интеграции детей в образовательные учреждения: отрабатывается механизм взаимодействия органов управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения города Москвы с практическими работниками детских садов и родителями.

3. Разработка научно-практических материалов по организации системы поддержки детей, имеющих сложную структуру нарушений психофизического и интеллектуального развития. Организация и участие в обучающих семинарах, консультациях специалистов, научно-практических конференциях и симпозиумах. Выступления с докладами и сообщениями в законодательных и исполнительных органах, публикация статей в сборниках и научных журналах.

4. Про ведение индивидуальных консультаций для детей и родителей.

Ожидаемые результаты:

1. Позитивное изменение системы специального образования за счет инновационных разработок методического обеспечения по включению детей-инвалидов в единое образовательное пространство.

2. Приближение уровня развития детей к уровню развития их сверстников, подготовка к интеграции в общество.

3. Решение наиболее острых педагогических и социальных проблем конкретной семьи.

4. Отработка новой модели образовательного учреждения (домашнее визитирование, отделение ранней помощи, отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, отделение психолого­-педагогической помощи).

5. Создание предметно-развивающей, реабилитационной среды для детей, имеющих проблемы в здоровье.

ОТЧЁТ

О работе автономной некоммерческой организации (АНО) «Центр образования и медико-социальной реабилитации (ЦОМСР) «Здоровое поколение» за 2002 год.

АНО «ЦОМСР «Здоровое поколение» учреждено в мае 2000 года Общероссийским общественным фондом «Социальное развитие России». Реализация разработанной программы «Комплексная программа интеграции детей с ограничениями жизнедеятельности в образовательные учреждения» осуществляется при поддержке и тесном взаимодействии с государственными учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения г. Москвы на основе заключенных договоров о сотрудничестве.

АНО «ЦОМСР «Здоровое поколение» имеет лицензии:

1. Дополнительное образование, выд. Комитетом образования г. Москвы 14 февраля 2001 года до 14 февраля 2004 года (Лицензия: серия СЛОД Регистрационный номер 007881 Код — Н);

2. Медицинская деятельность, выд. Комитетом здравоохранения г. Москвы 19 декабря 2001 года по 19 декабря 2006 года (Лицензия: серия МДКЗ № 14272/5731)

Паспорт Благотворительной организации, выд. Городским Благотворительным советом от 25 октября 2001 года № 333.

Отработаны деловые контакты и партнерские отношения с рядом общественных организаций: ВОИ, Центром лечебной педагогики, родительской Ассоциации Даун синдром, Союзом родителей детей-инвалидов «Мы — детям».

Налажено сотрудничество с иностранными партнерами Германии (Мюнхен, Нюрберг, Тросберг). Специалисты Центра, занимающиеся проблемами ранней помощи и интеграцией детей-инвалидов прошли стажировку в интегративных детских садах.

Министерство Иностранных Дел и Центр Международного сотрудничества «МASHAV» Государства Израиль в рамках делового сотрудничества с Центром «Здоровое поколение» провели курсы в Международном институте Израильского объединения профсоюзов, работающего под патронажем Министерства Иностранных Дел Израиля (с 3 декабря по 14 декабря 2001 года). 40 специалистов, работающих с детьми­-инвалидами в детских садах г. Москвы Центрального, Южного, Северо­-восточного, Восточного административных округов и г. Зеленограда имели возможность повысить свою квалификацию, ознакомиться с практикой работы с детьми-инвалидами, имеющими тяжелые нарушения интеллектуального и психофизического развития.

Составляющей частью реализуемой Программы является: «Разработка модели адаптивно-интегративного образовательного учреждения для детей с нормой и отклонениями в развитии, нарушениями опорно-двигательного аппарата, со значительными ограничениями здоровья и жизнедеятельности (с инвалидностью).

В Центре организована работа по комплексному медико-психолого-­педагогическому обследованию детей с использованием традиционной диагностики (метод Фолля) для установления структуры дефекта, степени нарушения (недоразвития) психических и физических функций.

Специалисты центра оказывают педагогическую, реабилитационную, медицинскую помощь (педиатр, врач ЛФК, физиотерапевт, медицинские сестры, педагог, дефектолог, логопед).

В 2001 году оказанная помощь специалистов в виде пожертвования в денежном выражении составила более 8 000 рублей. Всего за 2 года Центром израсходовано 144 000 рублей (в том числе на создание предметной среды в коррекционных группах детского сада). Центром оказана помощь по созданию в детском саду №1678 группы ранней помощи для детей от 0 до 2-3 лет. Создана база данных (в электронном варианте). Выявление детей группы риска, детей­-инвалидов осуществлялось совместно с Департаментом образования, здравоохранения, социальной защиты населения г. Москвы. Была использована информация, предоставленная центральной медико-генетической консультацией, родильными домами и детскими районными поликлиниками.

В настоящее время отработан механизм выявления младенцев с отставаниями или риском отставания путем сотрудничества с Центральным окружным управлением здравоохранения, с кабинетом катамнеза Центральной детской клинической больницы им. Филатова.

Отрегулирован режим командной работы специалистов Центра в рамках  индивидуальной программы ребенка, включающей:

— комплексную медико-психолого-социальную диагностику;

— домашнее визитирование;

— коррекционную работу в специально организованной педагогической среде (группы кратковременного пребывания);

— обучение родителей и включение их в образовательную деятельность; апробацию интегрированного пребывания детей-инвалидов дошкольного возраста в группах здоровых сверстников.

Начата работа по обучению специалистов детских садов применению в работе с детьми-инвалидами разработанных методик и оборудования нового поколения.

Для родителей, имеющих детей-инвалидов Центр проводит консультации, досуговые мероприятия, вечера встреч, психологические тренинги. Специалисты центра активно участвуют в разработке учебных пособий, распространении учебно-методического опыта в рамках проекта через проведение научно-практических конференций, методических объединений, участие в Московских, Российских, международных и региональных конференциях. Ведется работа по осуществлению редакционно-издательской деятельности, готовится к выпуску журнал для родителей «Мир особой семьи» (св. о рег. № 77-12752 от 31 мая 2002 г.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *